Никого уже не удивишь датским словом «хюгге», обозначающим национальные традиции создания уюта и счастья. Но и у нас они тоже есть, считает автор книги «Хюгге. Будь счастливым как датчане» — и относит к хюгге-занятиям, например, приготовление блинов на Масленицу и разрисовывание яиц на Пасху. И если вы считаете, что красить яйца можно только в Чистый четверг, Страстную пятницу и Великую субботу — то ошибаетесь!
Если датчане «впереди планеты всей» в области счастья, то самыми несчастными в 2016 году оказались жители Бурунди — у них последнее, 157-е место в «счастливом» рейтинге ООН. Между тем России принадлежит 56-е место. Хорошо это или плохо, много или мало и что тому виной — судите сами…
Кто-то скажет, что мы не умеем радоваться. А может, у нас просто не привыкли выставлять свое счастье напоказ? Жизнь в наших краях никогда не была легкой — не успеешь чему-то обрадоваться, как на твою голову сваливается очередная напасть. Отсюда и выстраданная народная мудрость: «Никогда хорошо не жили, нечего и начинать», «За все надо платить», «Хорошо там, где нас нет», «Кто нужды не ведал, тот и счастья не знает».
Мы как будто боимся спугнуть свою удачу, опасаемся, что нам будут завидовать, начнут «вставлять палки в колеса», сглазят, украдут — уведут наше счастье… Вот и не делимся хорошим, предпочитая вместо этого рассказывать о многочисленных проблемах и жаловаться друг другу на жизнь.
Хюгге по-русски: 6 способов
А вообще-то радоваться и веселиться у нас умеют. Да не абы как, а шумно, широко, с размахом! Так, что и небо порой дрожит, и земля трясется. И каждый раз — как в последний. Потому что «Веселье — от всех бед спасенье», и еще потому, что «Кто умеет веселиться, того горе не боится». Вот и гоним от себя горе и неудачи — лихо отплясываем, сочиняем анекдоты, смеемся и громче всего — над самими собой.
Создавать счастье «на коленке», придумывать себе праздники и поводы для веселья — это тоже по нашей части. Сам себя не обрадуешь — никто не обрадует. Так что и у нас есть свое хюгге — свои способы создать уют, свои традиционные развлечения и забавы. Давайте вспоминать вместе. Например…
Этот опыт для профессора оказался действительно незабываемым, особенно учитывая то, что для него вылазка в лес закончилась вытрезвителем. Но, как и истинный датчанин, он даже там сумел «словить» свое хюгге, а заодно обогатил словарный запас жизнеутверждающим выражением «Хорошо сидим!». В общем, сходите по грибы! Всего и делов-то. А сколько удовольствия!
Муха-цокотуха, которой повезло найти в поле денежку, очень удачно вложила нежданный капитал — приобрела самовар. Последуйте примеру «Позолоченного брюха» — раздобудьте где-нибудь самовар: попросите у бабушки, отыщите на дачном чердаке или выпишите его из Тулы. И устройте грандиозное чаепитие — «с молочком да крендельком». А главное, с удовольствием!
День Ивана Купала — тоже немножко хюгге
«Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню — тот будет бел-береза» — пели наши предки-славяне, созывая друг друга на любимый летний праздник — Ивана Купала. Издавна считалось, что в Купальскую ночь водяные, русалки и прочая нечисть покидает водоемы, а значит — можно было смело купаться в реках и озерах вплоть до Ильина дня (2 августа).
Водные процедуры, совершенные в эту ночь, принято было считать особенными — люди верили, что вода в это время очищает тело и душу, помогает излечиться от болезней, защищает от напастей. А вот на тех, кто не желал окунаться, смотрели с подозрением: уж не колдуны ли, не ведьмы они? А иначе почему держатся подальше от воды?
По народным поверьям, вода на Купалу входит в священный союз с огнем, поэтому вдоль водоемов всегда разводили костры, символически сжигая в них все плохое. Девушки гадали: плели венки из полевых цветов и пускали их в плавание: та, чей венок уплывал дальше всех, — могла готовиться к скорой свадьбе.
А те, кому повезло меньше — их венки утонули или сразу же обратно причалили к берегу, — могли в Купальскую ночь попытаться приворожить избранника. Для этого нужно было три раза обежать вокруг ржаного поля. Считалось, что суженый, пока девушка носится кругами, непременно увидит ее во сне, разыщет наяву и вскоре женится на ней.
Травы и цветы, собранные в эту ночь, наделялись чудодейственной силой. Их нужно было успеть собрать до рассвета, высушить и хранить дома в течение всего года в холщовом мешочке. Этими травами лечились, использовали их в магических обрядах, окуривали ими жилище, изгоняя из него нечистую силу, болезни и нужду.
Но, конечно, главным счастливцем считался тот, кому удавалось в эту невероятную ночь отыскать папоротник, цветущий всего несколько мгновений огненным цветом. По преданиям, такому человеку открывались великие тайны: он мог видеть будущее, находить клады, спрятанные глубоко под землей, понимать язык животных и открывать любые замки.
Если вы не готовы в полной мере погрузиться в традиции предков — вам совсем не хочется прыгать через костер, искать в ночном лесу цветущий папоротник или совершать забеги вокруг ржаного поля, — можно немного осовременить древний праздник. Пройдитесь босиком по утренней росе, насобирайте душистых трав в ближайшем лесу, устройте с друзьями пикник у воды…
Крашеное яйцо, писанка — молитва о счастье
А вы знаете, что яйца на Руси писались не только к Пасхе? Это можно было делать на протяжении всего года! Яйца-писанки создавались для важных, значимых событий: на свадьбу, рождение ребенка, строительство нового дома, дальнюю дорогу, на исцеление от болезней, хороший урожай…
Яйца-обереги сопровождали человека всю жизнь, защищая его от сил зла и помогая во всех делах. Причем традиционно расписывалось не вареное, а сырое яйцо. В нем делали аккуратные отверстия с двух сторон, затем его содержимое выдувалось. После чего яичко следовало вымыть и высушить.
Когда яйцо высыхало, на него наносился подходящий к случаю орнамент (это можно сделать простым карандашом). А дальше у вас два варианта.
Первый — более древний и сложный. Если вы решили пойти по пути наших далеких предков и сделать все именно так, как делали они, — вам понадобится специальный инструмент с воронкой на конце — писачок (кистка). Металлическую воронку кистки нужно нагреть в пламени свечи, зачерпнуть ею воск и нанести расплавленный воск на нужные участки яйца.
Затем яйцо окунается в желтую краску — славяне называли ее «яблонькой», так как она была приготовлена из коры молодой яблони. После чего яйца снова расписывали воском, чтобы оставить желтые участки орнамента неизменными. Теперь наступал черед красной краски. И так далее, слой за слоем.
В конце концов яйцо целиком покрывалось воском. Затем яйцо подносили к свече, воск начинал подтаивать. Его аккуратно снимали, и тут взору мастерицы открывался чудесный узор!
Если процедура изготовления традиционной славянской писанки показалась вам слишком долгой и сложной — выбирайте второй вариант. Вы можете немного осовременить древний обряд, используя обычные кисточки и краски, например, гуашь. Главное, чтобы краски и кисти были новыми, помыслы — чистыми, а желания шли из глубины души. Ведь писанка — это ваше письмо высшим силам, ваша молитва о счастье.
Источник: 7ya.ru